Вконтакте моя страница
Commode. Салон классических ковров. Ковры, циновки, напольные покрытия.
Немного о том, что такое ковер
Стиль и рисунок ковра
Цвет ковра
Материалы изготовления ковров
Текстура ковров и помещения, в которых они используются
Технологии производства ковров
Критерии качества ковров
Циновки
Гобелены
Контакты
350000, г. Краснодар,
ул. Селезнева, 70
тел.: (861) 231-93-20, 231-81-54
факс: 231-76-42

E-mail: info@comcarpet.ru
Информация
Стиль и рисунок ковра

Когда мы выбираем ковер, нас в первую очередь интересует его рисунок. А как же иначе? Ковер — это, собственно, и есть рисунок. Все остальные свойства и качества, безусловно, важны, но лишь после того как вам понравилось изображение на ковре.

Сейчас в продаже вы можете встретить огромное число самых разнообразных ковров. Рисунки одних вам симпатичны, других — не очень. Наверняка были и еще будут среди них такие, которые заставляют изумиться, надолго задерживают взгляд, а порой даже повергают в блаженное состояние культурного шока. Но если вы очарованы рисунком, это еще не значит, что ковер нужно немедленно покупать. Дело в том, что он должен еще подойти к стилю вашего помещения. То есть важен не только сам рисунок, но и его стилистика.

Берберские мотивы. Испаханская школа. Наследие древних цивилизаций. Эллинизм, Тадж-Махал, эпоха Рамзеса Третьего. Даже названия уже будоражат воображение. Однако, ни одно из них не определяет устойчивого стиля. Перенос тех или иных стилевых форм из искусства различных времен и народов на поверхность ковра носит довольно условный характер. То есть формы, присущие той или иной эпохе, сегодня могут быть воплощены на ковре в совершенно разной стилистике.

Будем говорить о двух основных стилевых платформах современных ковров. Условно назовем их старой и новой. Под старыми стилями будем понимать традиционные для ковроткачества художественные формы — главным образом, витиеватую орнаментику. Девиз этого направления таков: богатое должно быть сложным. На другом полюсе находится стилевая платформа со своим — не менее замечательным — девизом: богатое должно быть простым. Кстати, человечество вообще развивается как раз по пути от сложного к простому, если это вас интересует. И в этом даже нет никакого парадокса. Потому что усложнить просто, упростить — сложно. По сути дела, только в ХХ веке люди пошли по пути упрощения и достигли на нем значительных успехов. Создать усложненный орнамент, как ни странно, довольно просто. И наоборот, весьма сложно сделать упрощенный рисунок, который понравился бы многим. На это потребовались века. Однако, заметим, что упрощение является всё же подлинно историческим процессом. Оно свойственно и самым что ни на есть древним или средневековым орнаментам. Орнаменты — это ни что иное как стилизованные, лаконизированные до неузнаваемости растения, животные и люди. Просто их очень много на единице площади (символ богатства!), и они образуют самостоятельную сложную структуру.

Лаконичные современные художественные формы с успехом проецируются на ковры. Вы можете увидеть ковры в стиле абстрактного искусства, сюрреализма, концептуализма и прочих представителей авангарда. Даже Пикассо, Кандинский, Дали, Малевич успешно воплощены в ковроткачестве. Никаких проблем. Кстати, многие люди до сих пор справедливо (?) называют авангард чушью. Чушь, но приятно, однако. А для тех, кто понимает, искусство минувшего века и вовсе представляет собой ни что иное как грандиозный прорыв человеческого сознания и чувств — вперед — сквозь и через надуманные формальные препятствия.

Однако, конечно, еще никто не отменял и вряд ли когда-либо отменит ковры традиционных изобразительных форм. Они замечательно вписываются в интерьеры старых стилей — классицистические, барочные, рокейные, а также неплохо уживаются, например, с модерном — стилем конца XIX — начала ХХ века. Старинное — к старинному. Наоборот, современные архитектурные стили — минимализм, хай-тек, функционализм — требуют простых ковровых рисунков.

И всё было бы замечательно, если в мире — в том числе в мире ковров и вообще художественных форм — существовали бы только полюса. Хотим мы этого или не хотим, но строгое соблюдение стилей присуще сегодня лишь немногих интерьерам. Чаще же всего они умеренно или даже весьма эклектичны. И, вместе с этим, значительная доля ковров также представляет собой некое усреднение двух полярных художественных концепций — старой и новой. Сюда относятся упрощенная, лаконичная орнаментика (модернизация старинных орнаментов), фольклорный примитивизм, всевозможные ревизии этнических рисунков — от египетских до майя, а также своего рода миксы, смешения в одном ковре нескольких мотивов из разных исторических и географических источников.

Кстати, именно «неполярные» ковры обладают наибольшей глубиной очарования. Именно они несут в себе максимум художественной экспрессии (не все, конечно, а лишь удавшиеся). Что ж, это естественно: сосуществование нескольких идей, стилей или направлений, безусловно, обогащает как само изделие, так и наше восприятие, наши чувства. Но именно с такими коврами, увы, труднее всего работать. Выбирая их, любой из нас может попасть в довольно непростое положение. Мысленно импортируя из магазина понравившийся ковер в свой интерьер, зачастую трудно оценить степень их совместимости. Если вам это удастся — честь вам и хвала. Если вы ошибетесь — примите наши соболезнования. Хоть бери ковер в магазине под залог и вези примеряй у себя дома. Кстати, почему бы не утвердить такую практику? В самом деле, перед покупателем стоит сложная задача, и обойти ее никак нельзя: интерьер уже существует и требует ковров. Вот только непонятно каких.

Мы можем дать на этих страницах лишь весьма общие — хотя и принципиальные, универсальные — рекомендации. Поскольку одни и те же — но по-разному воплощенные — африканские мотивы, индейские реминисценции или классические греко-римские орнаменты могут прекрасно лечь в один интерьер и стать нелепостью в другом. Если анализировать дальше, раскладывая обсуждаемую художественную задачу на части, то можно сказать следующее.

Пользуйтесь принципом рифмы и принципом комплементарности (то есть дополняемости, если говорить по-русски). Попробуйте найти ковер с таким рисунком, формы и линии которого были бы чем-то подобны формам и линиями предметов вашего интерьера — шкафов, диванов, стульев, столов, кроватей, кресел. Тем самым вы построите изобразительные рифмы. Или же, почти как раз наоборот, найдите ковер, формы на рисунке которого отсутствуют в вашей комнате — тогда появляется шанс, что они дополнят друг друга и создадут гармоническое целое. Впрочем, рифмование форм — прямо скажем! — более простое занятие, чем умозрительный поиск комплементарного. Тем не менее, ваши поиски должны (в идеальном варианте, конечно!) закончиться выбором такого ковра, который бы обеспечивал стилистическое равновесие в вашей комнате.

Обратите также внимание на то, что ваше сиюминутное впечатление может значительно отличаться от долгосрочного — примерно так же как скорость спринтера отличается от дистанционной скорости стайера. Внимательно посмотрите на приглянувшийся вам ковер и представьте, что вы уже пользуетесь им, допустим, пять лет. Какое чувство у вас возникло? Соблюдайте известную осторожность. Подумайте о том, сколько времени данный рисунок проживет вместе с вами до того, как морально устареет? Темно-синяя персидская ночь всегда хороша. А вот как насчет всадников, увозящих с собой девушку в парандже и шароварах?

Не забывайте о том, что всякий ковер несет с собой не только дух какой-то эпохи, не только стилистику и эстетику, но и визуальный образ, активизирующий мысли в том или ином направлении. И этот образ пройдет лейтмотивом через вашу жизнь, жизнь ваших близких и, возможно, потомков. Можем дать вам еще один совет: чем абстрактнее рисунок, тем он менее выразителен, более нейтрален и способен дольше прожить в вашем доме, не вызывая негативных эмоцией у его обитателей.


Информация предоставлена тематическим порталом по строительству и обустройству Yondi.ru
Copyright © 2004 «Commode» Разработка: AKStore