Вконтакте моя страница
Commode. Салон классических ковров. Ковры, циновки, напольные покрытия.
Немного о том, что такое ковер
Стиль и рисунок ковра
Цвет ковра
Материалы изготовления ковров
Текстура ковров и помещения, в которых они используются
Технологии производства ковров
Критерии качества ковров
Циновки
Гобелены
Контакты
350000, г. Краснодар,
ул. Селезнева, 70
тел.: (861) 231-93-20, 231-81-54
факс: 231-76-42

E-mail: info@comcarpet.ru
Информация
Технологии производства ковров

Ковры — это тот предмет промышленного производства, сущность которого принципиально зависит от того, каким образом он был сделан. В XX веке для изготовления ковров стали широко применяться машины, но ручная работа по прежнему остается в цене. Даже более того, приобретает особую ценность. Когда не было машин, то не могло существовать никакой преимущества в ручной работе. Машины были созданы для того, чтобы ускорить и удешевить производственный процесс, ударить по «отсталому» ручному труду. Однако, как это часто бывает, эффект получился обратный: ковры хэнд мэйд стали цениться еще выше.

Пожалуй, машинное производство даже повысило спрос на ковры ручного плетения. Изделия машинной вязки распространились среди покупателей нижних и средних слоев (которые и так едва смогли бы купить настоящий ковер ручной работы), зато на фоне серийной продукции старый добрый хэнд мэйд приобрел еще более зримую уникальность и духовную составляющую. Производительность ручного труда весьма ограничена, так что проблема перепроизводства не грозит этому древнему ремеслу. Оно сохраняет достаточно покупателей. Мануфактуры и кустари (кочевники и крестьяне) работают не покладая рук.

Помимо всего прочего (или даже прежде всего!) ковер является предметом декоративно-прикладного искусства. В этой области машина никогда не превзойдет умелые человеческие руки. Конечно, даже мастер высшей квалификации едва ли успевает связать более 7 тысяч узелков за день, так что на один ковер у него уходит, в среднем, около года. Но игра стоит свеч — как для самого мастера, так и для покупателя. Для покупателя — даже при том, что за такое изделие ему приходится выложить, например, 20 тысяч долларов (характерная цена одного квадратного метра персидских шелковых ковров составляет около $2000, шерстяных — $200-$700).

В чем же заключается ценность ковра ручной работы? Почему — при том же качестве пряжи — он может стоить в десять раз больше своего собрата, сотканного машиной? Просто потому, что он несет тепло человеческих рук. Если же говорить об этом более детально — потому, что узелки, связанные руками, уникальной формы и отличаются друг от друга. И принципиально не существует двух одинаковых ковров ручной работы. Каждый уникален, даже если эскиз рисунка использовался один и тот же (кстати, некоторые мастера могут ткать орнаменты по памяти, наизусть). Напротив, машина тиражирует как узелки, так и ковры абсолютно идентичными друг другу. Именно за счет узелков немного неровной, неправильной формы ковры ручной работы и приобретают очарование, которое едва ли можно адекватно передать словами.

Однако, вернемся на землю и вспомним, что далеко не у каждого из нас есть хотя бы даже пять или десять тысяч на ковер. Поэтому большинству приходится довольствоваться изделиями машинного производства. Ведь мы не шейхи, и в этом нет никакой беды. Машинные ковры тоже дивно как хороши, и чистошерстяной ковер за полторы тысячи долларов тоже является весьма достойным предметом для дома. А синтетический — просто достойным. Конечно, со временем он едва ли станет музейной ценностью, хотя, впрочем, кто знает, что будет лет через двести или пятьсот? Разумеется, машинный ковер принципиально не может быть уникальным, только если это не единственный экземпляр, выполненный по персональному заказу, индивидуальному дизайну. Однако в пользу машинных ковров (помимо ценовой доступности) играет еще и вот какой фактор. Они обладают весьма высокой плотностью — от 300 тысяч до 1 миллиона узелков на квадратный метр (чистошерстяные изделия). То есть по этому важному параметру они не только ничуть не уступают коврам ручного производства, но и превосходят многие их них. Что ж, к машинным коврам нужно относиться вполне доброжелательно. Ведь мы же приобретаем мебель, книги и даже одежду серийного производства. Друзья, не смущайтесь, покупайте машинные ковры!

Но и в машинном производстве есть различные градации. Существуют его три основных типа: тканый, тафтинговый (от английского tuft — растить пучками) и иглопробивной. Это различные способы закрепления пряжи на основе. Иглопробивное и тафтиноговое производства скоростные, автоматизированные, дешевые, в том числе еще и потому, что в них используется преимущественно синтетическое волокно. Процесс изготовления тканых ковров значительно более медленный и сложный. Собственно, он-то единственный и имитирует традиционную ручную работу. Поэтому тканые ковры ощутимо дороже тафтинговых и иглопробивных. К тому же в них используется преимущественно натуральная пряжа. Этот фактор еще более дистанцирует друг от друга описанные семейства машинных ковров.

Большое значение имеет также и способ окраски ковров. Наилучший из них — окрашивание волокна в своей массе во время его производства. В этом случае волокно претерпевает глубокую пропитку красителями. После чего цвет ворса уже не изменяется при эксплуатации изделия и его чистке, не выгорает на солнце.

Но есть и другие способы. Например, ворс (или даже готовый ковер целиком!) погружают в большие емкости. Дело нехитрое. Но и окраска получается более поверхностной, менее стойкой. Еще дешевле обходится цветная печать на ковре. Но этот метод и вовсе не имеет ничего общего с традиционным производством высокого уровня. Конечно, штамповать изображение намного проще, чем соткать узор из волокон нескольких десятков или даже сотен цветов. Но и художественная ценность штампов невелика. И не только художественная, но и утилитарная. Со временем напечатанный рисунок начнет стираться и блекнуть. Чтобы определить, каким образом был получен узор (или другое изображение) на ковре, раздвиньте ворс пальцами и осмотрите основания волокон. Если они другого цвета — подобно тому, как это бывает у человека через некоторое время после покраски волос — значит, рисунок был нанесен уже после изготовления ковра.

Имеет значение и тип самих красителей. О, сколько, оказывается, нужно знать, чтобы сделать удачную покупку! Лучшие красители — натуральные — растительного или минерального происхождения. Как правило, продавцы ковров, окрашенных природными красителями, не стесняются об этом рассказывать, подчеркивая тем самым бесспорное достоинство своего товара. В качестве более дешевой замены используются синтетические краски.

И, наконец, несколько слов о специальных методах обработки ковров. Поинтересуйтесь, обработан ли понравившися вам ковер антистатической и грязеоотталкивающей пропиткой. Благодаря такой защите он будет более практичен в эксплуатации и дольше сохранит свои первоначальные свойства.


Информация предоставлена тематическим порталом по строительству и обустройству Yondi.ru
Copyright © 2004 «Commode» Разработка: AKStore